» Толчок для роста и развития ИТ-рынка»

b20d1e01

Дмитрий Бызов

— Как вы оцениваете результаты работы вашей компании в первой половине 2012 года? Как изменился объем бизнеса компании относительно аналогичного периода в прошлом году?

— Безусловно, положительно. Я бы назвал это состояние «успехом, подтвержденным цифрами». Согласно данным, полученным в июне 2012 года, рост ключевых финансовых показателей – дохода и оборота «Манго Телеком» по сравнению с аналогичным периодом 2011 – составил 71% и 76% соответственно, а SIP-трафик с апреля 2012 года стал расти более чем на 30% в месяц. Также в первой половине 2012 мы зафиксировали рост среднего счета абонента с 2200 до 2403 рублей. Для нашей компании это важнейший показатель, так как именно он говорит о росте доли предприятий-клиентов с повышенной управленческой культурой, которые используют основные и дополнительные сервисы нашей виртуальной АТС для повышения уровня и качества менеджмента, увеличения продаж и улучшения всей системы бизнес-процессов.

Также в этот период мы превысили намеченные плановые показатели по продажам виртуальных АТС и выполнили ряд важнейших разработок. Среди них отмечу подготовку к запуску в октябре 2012 года новых сервисов, которые помогут предприятиям СМБ быстро решить целый комплекс достаточно острых управленческих проблем, ранее казавшихся «неподъемными» для небольших предприятий. В первую очередь это касается необходимости контроля основного канала коммуникаций с клиентами, создания целостной картины работы компании, увязанной с ее коммуникациями с внешним миром, а также поддержка различных технологий продаж.

И еще в этот период мы переформатировали региональную программу, сделав ее более эффективной и масштабной, и развернули работу с крупными заказчиками, в число которых вошли и предприятия госсектора.

— Насколько актуальна для России проблема снижения потребительского спроса на ИТ, характерного для американского и европейского рынков? Почему?

— Не думаю, что для нас эта тенденция актуальна. Но здесь нельзя оперировать «средней температурой по больнице», так как на различных сегментах рынка происходят разные, а нередко и противоположно направленные процессы. Так, если говорить о софтверном сегменте ИТ-рынка в целом и о его CRM-сегменте в частности, я уверен, что спрос на софтверную составляющую в России по крайней мере не падает. Но в то же время надо учитывать, что началось движение пользователей в сторону реального использования облачных сервисов, причем не только простых (скажем, аналог жесткого диска), но и критически важных для бизнеса (телефония, продажи и отношения с клиентами, управление бизнес-процессами или проектами и др.). Потребителям традиционное решение таких задач обходилось гораздо дороже, чем при использовании модели SaaS. Поэтому по сумме затрат нельзя судить о спросе и о состоянии рынка. Кстати, сходная ситуация заметна и в рознице. Люди активно покупают смартфоны и планшеты, устанавливая на них много софта. Вряд ли кто-то назовет это спадом. Но по десктопным меркам этот софт стоит копейки или вообще монетизируется через рекламу, а потребителю достается бесплатно. Чтобы правильно описать эти процессы нужно менять критерии и вводить новые шкалы.

Кстати, и на рынке труда существует очень высокий спрос на хороших программистов. По некоторым специальностям резюме, опубликованное утром, уже к середине дня собирает по пять-шесть предложений от крупных компаний. Какой уж тут спад!

Думаю, спрос на ИТ- и программную составляющую и дальше будет только расти.

Естественно, большое влияние на ИТ-рынок будет оказывать кризис. Если он ударит серьезно, это, конечно, спровоцирует потребление пиратского софта в ущерб лицензионному. Если же кризис окажется не таким сильным, то объем потребления как традиционного, так и облачного софта (то есть продуктов и сервисов по подписке) будет только расти. И это напрямую связано с конкуренцией на рынке, которая, как и в кризис 2009, резко усилится, так как конкурентные товары и услуги станут основным условием «выживания». Иными словами, на рынке снова смогут остаться только самые эффективные компании, бизнес-процессы в которых выстроены правильно и отслеживаются регулярно, а работа в рамках этих процессов приносит компаниям серьезные финансовые результаты. Инновационные ИТ-технологии для этого и созданы. А на технологиях в принципе, тем более на технологиях, помогающих вести бизнес эффективнее, не экономят. Это точка роста для любой компании – крупной или небольшой.

В России это особенно хорошо понимают крупные компании, которым работа в публичных облаках, по статистике, приносит как минимум 10-кратную экономию. Что же касается СМБ, то большая часть средних и малых предприятий, как мне кажется, уже «дозрела» до осознания роли качественного управления в компании – осознала, что теперь это нужно не только стартапам, созданным выходцами из крупных корпораций с высокой управленческой культурой, но и компаниям, начинавшим вполне обычно и вынужденным решать массу проблем, «тормозящих» бизнес.

Сегодня у средних и малых компаний уже есть потребность в более качественном управлении. В этом сегменте пока далеко не все знают как именно и за счет каких высокотехнологичных продуктов это качество можно получить. Особенно это касается предприятий, выстрадавших понимание ценности качественного управления. Но как только разговор переходит из сферы технологий в плоскость преимуществ для бизнеса – руководители сразу понимают, насколько это нужно. Это очень важный сдвиг. Фактически компании, чьи решения несут в СМБ управленческую культуру, выполняют важную образовательную миссию. Мы считаем это очень большой ответственностью, ведь в СМБ нет консультантов и интеграторов, которые сгладят недочеты, настроят, обучат… Здесь сложнейшие бизнес-приложения должны работать «из коробки» и правильно работать даже в неопытных руках.

Практически это означает, что надо очень серьезно относиться не только к функциональности продукта, но и к пользовательским интерфейсам, usability. А порой приходится даже разрабатывать необычные методики внедрения сложных управленческих технологий. Скажем, в нашей CRM-системе есть поддержка бизнес-процессов. Но в СМБ их нельзя внедрить «по науке»: с моделированием, оптимизацией, применением специальных графических языков и т. п. На это нет ни времени, ни денег, ни готовности. И пришлось разработать совершенно иной способ внедрения, учитывающий реалии сегмента рынка. А без такой адаптации многие нужные технологии так и останутся для потребителя «за семью печатями».

— Назовите основные проблемы для роста российского рынка. Возможно ли их преодоление в ближайшее время?

— Проблемы для роста российского рынка можно рассматривать с двух точек зрения: со стороны потребления и со стороны производства ПО. Если говорить о проблемах производителей, то это, прежде всего, низкий уровень менеджмента и маркетинга в российских компаниях, софтверных в частности. Нередко эти проблемы «пересекаются» еще и с невысоким уровнем клиентоориентированности. Но, если на эти (не основные, на первый взгляд) вопросы смотреть сквозь пальцы, получается, что российское ПО продается, продвигается и поддерживается далеко не так хорошо, как могло бы. В результате российскому ПО пользователи особенно не доверяют, предпочитая в большинстве случаев западное. А если нет доверия со стороны пользователей, инвесторы постепенно перестают вкладывать средства в развитие отечественного софта. Получается, что некачественный менеджмент, маркетинг и недостаточно высокая ориентированность на пользователя порождают самые масштабные и серьезные проблемы российского ИТ-рынка в софтверном сегменте – например, «провалы» в разработке и сбыте новых решений.

— Какие факторы способствуют успешной работе на российском рынке ИТ на сегодняшний день? В чем вы видите точки роста российского рынка?

— Рынку надо перестать ориентироваться на госсектор как на крупнейшего заказчика. Сохраняя этот сегмент, надо развивать и другие. На мой взгляд, особенно перспективен средний и малый бизнес, который, в отличие от крупного, не только не достиг потолка, но имеет огромный потенциал роста и который еще как следует и не начал закупать ИТ-решения.

Часть факторов я уже перечислил. Это: сохранение темпов развития малого и среднего бизнеса и осознания им необходимости внедрения ИТ-систем, непосредственно поддерживающих ключевые бизнес-процессы (продажи, взаимодействие с клиентами). И, конечно, политическая и экономическая ситуация в России не должна измениться в худшую сторону, нужны стабильность и предсказуемость. Это необходимое условие.

Если это будет, вырастут продажи отдельных участников рынка, в активе которых есть сильные команды управленцев, разработчиков, «продвиженцев». Вырастет и весь рынок в целом.

При этом хотелось бы принятия со стороны государства более четких мер, способствующих развитию сегмента СМБ, например, в виде программы развития и поддержки среднего и малого бизнеса. Если такие программы будут работать, это даст сильный и явный толчок для роста и развития ИТ-рынка. В этом случае участники рынка «интуитивно» найдут новые ниши, точки роста и развития.

— Какие рынки сейчас наиболее привлекательны для технологичных вендоров? Чем, на ваш взгляд, обусловлен интерес поставщиков ИТ к российскому рынку?

— Интерес поставщиков ИТ, опять же, в рамках софтверных решений, обусловлен тем, что российский рынок еще очень далек от насыщения, особенно это касается сегментов среднего и малого бизнеса. Естественно, западные технологичные вендоры совершенно правильно рассчитывают на определённый рост прибыли за счет «заполнения» этой ниши в нашей стране. Нашим же игрокам на данный момент достаточно сложно конкурировать с ними в плане качества разработки, продвижения и поддержки своих продуктов. Сложно, но не невозможно.

Что же касается российских производителей софтверных решений, многообещающими рынками для них я считаю региональные, но в долгосрочной перспективе.

— Каковы ваши прогнозы по развитию рынка ИТ во второй половине года?

— Годовые темпы роста «публичных» облачных услуг, согласно прогнозам аналитиков IDC Russia/CIS, составляют от 129% до 133% (2011-2012 гг.). Подтверждения этому мы видим и в своей компании. Отмечу мощный приток пользователей наших решений (в частности, виртуальной АТС) из разных секторов экономики (торговли, юридического и финансового консалтинга, недвижимости), а также рост в первом полугодии 2012 года нашей абонентской базы (до 1000 ежемесячно подключающихся компаний-клиентов). Думаю, в 2013 году должен сохраниться рост, по меньшей мере, в 100% – при условии сохранения существующей финансовой и экономической ситуации.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *