Золотой фонд музеев Украины

b20d1e01

музеи Украины

Многие из них публика увидит впервые — ради выставки музеи открыли свои хранилища, — пишет Ирина Илюшина в № 38 журнала Корреспондент от 28 сентября 2012 года

В 1970-м году на экраны СССР вышел остросюжетный детектив Возвращение святого Луки, рассказывающий о похищении из советского музея знаменитой картины голландского живописца Франса Халса Евангелист Лука. Но никто из широкой публики тогда не знал, что в основу сюжета фильма легла реальная история, которая произошла пятью годами ранее в Московском государственном музее изобразительных искусств им. Александра Пушкина (ГМИИ им. Пушкина).

Тогда на открытии выставки западноевропейской живописи из музеев союзных республик министр культуры СССР Екатерина Фурцева заявила: “В Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят”. И буквально через несколько недель было совершено ограбление — похищена та самая картина, которая до этого входила в постоянную экспозицию Одесского музея западного и восточного искусства.

С 27 сентября до 11 ноября лучшие произведения старых мастеров из коллекций отечественных музеев представлены в столичном Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко

В кино преступление совершает опасный рецидивист, а в реальной жизни полотно украл молодой реставратор. Это произошло в понедельник, когда посетителей не было, работали только специалисты и бдительность была снижена, объясняют работники музея.

Реставратор полгода хранил холст дома, затем попался на попытке продать его иностранцу, оказавшемуся сотрудником КГБ. Вор на десять лет сел в тюрьму, а Лука отправился на реставрацию. Картину восстанавливали несколько лет — грабитель варварски, тупым ножом вырезал холст из рамы. Потом святого вернули обратно в Одессу, в родной музей.

Но в июле 2012 года произведение Халса вновь предстало перед глазами московской публики — на выставке, названной по фильму: Возвращение святого Луки. Западноевропейская живопись VI-XVIII веков из музеев Украины. В нее вошли 100 шедевров из девяти музеев, придирчиво отобранных российскими и украинскими специалистами.

И те и другие считают получившееся собрание уникальным. “Выставка очень большая, представляет самые разные школы, самые выдающиеся произведения, показывает уникальность украинских [музейных] коллекций”, — рассказывает о масштабе и значении мероприятия российский куратор Вадим Садков, сотрудник отдела старых мастеров ГМИИ им. Пушкина.

Украина всегда принадлежала к Европе, что эта выставка лишний раз и доказывает

А директор московского музея Ирина Антонова добавляет, что Возвращение святого Луки не только знакомит зрителей с шедеврами западноевропейской живописи из собраний украинских музеев, но и восстанавливает утраченные за последнее время связи между музейным сообществом двух стран.

Теперь экспозицию можно увидеть и в Киеве. С 27 сентября до 11 ноября лучшие произведения старых мастеров из коллекций отечественных музеев представлены в столичном Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко на выставке под названием Європейський вимір.

Название, по словам куратора выставки Елены Живковой, заведующей отделом западноевропейского искусства музея Ханенко, призвано подчеркнуть европейскую историю страны. “Украина всегда принадлежала к Европе, что эта выставка лишний раз и доказывает”, — говорит Живкова.

Картины сложной судьбы

Как утверждают специалисты, впервые за всю историю независимой Украины — а возможно, и вообще впервые — в рамках одной экспозиции собрано такое количество произведений западноевропейской живописи, каждое из которых может именоваться шедевром, а также имеет собственную историю и особую судьбу.

Настолько особую, что между собой искусствоведы и музейные работники окрестили эту выставку Картины сложной судьбы. Так, кроме Евангелиста Луки, похитить пытались и полотно под названием Концерт кисти еще одного знаменитого голландца, Хендрика Янса Тербрюггена.

Впервые за всю историю независимой Украины — а возможно, и вообще впервые — в рамках одной экспозиции собрано такое количество произведений западноевропейской живописи

Концерт украли из музея в Чернигове в 1997 году вместе с десятью другими работами, но его спасли размеры — картина не влезла в багажник, и воры ее просто выбросили. А вернул сокровище местный рыбак, нашедший картину по дороге на утреннюю ловлю. Как вспоминает Ирина Ральченко, директор Черниговского областного художественного музея им. Григория Галагана, мужчина пришел в музей, постучал и говорит: “Может, это ваше потерялось?”.

На выставке немало работ художников с мировым именем — голландцев Халса и Питера Рубенса, итальянца Бернардо Строцци, испанца Франсиско де Сурбарана и других. Причем многие из представленных картин, несмотря на свою высокую художественную ценность, неизвестны широкому зрителю не только в России, но и в Украине: ради этой выставки многие музеи разворошили свои запасники.

А самые старые и одни из наиболее ценных экспонатов — две византийские иконы VI века. Они написаны в технике энкаусты, то есть восковой живописи, в которой красящее вещество смешивается с теплым воском. В мире всего несколько подобных произведений, часть хранится в монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове (Египет) и никогда не покидает его стен, а пять икон сберегаются в киевском музее Ханенко.

Этот музей, выступивший главным организатором выставки, иногда называют украинской Третьяковкой или киевским Эрмитажем: там хранится множество живописных шедевров, и некоторым из них позавидовал бы любой европейский музей. Но и провинциальным отечественным храмам искусства есть чем похвастать, уверяют специалисты.

На выставке немало работ художников с мировым именем -голландцев Халса и Питера Рубенса, итальянца Бернардо Строцци, испанца Франсиско де Сурбарана и других

Тот же Халс нарисовал всех четырех евангелистов, и для экспертов они одинаково ценны. Изображения святых Иоанна и Марка хранятся в частных коллекциях в Европе, а Святой Лука и Святой Матфей — в одесском музее.

Из Чернигова, помимо Концерта, привезли работу немца Генриха Готлиба Хойзера — портрет Василия Дарагана, племянника гетмана Кирилла Разумовского. Искусствоведы уверяют, что это единственный западноевропейский художник, тонко чувствовавший казацкий колорит.

Кроме упомянутых музеев Киева, Одессы и Чернигова свои произведения предоставили Донецкий областной художественный музей, Житомирский областной краеведческий музей, Львовская национальная галерея искусств, Полтавский художественный музей им. Николая Ярошенко, Севастопольский художественный музей им. Михаила Крошицкого, Харьковский художественный музей.

Сюрпризы и сенсации

Поскольку подобной выставки никогда не проводилось ни в России, ни в самой Украине, к подготовке подошли основательно. Российские эксперты совместно с отечественными организовали десант по крупнейшим музеям Украины. И в процессе экспертизы и отбора полотен сделали много открытий.

Большинство произведений были отреставрированы, получили новые рамы или обновили старые, а около 30 картин неизвестных художников обрели наконец авторство. Это, например, Пастушок, играющий с кошкой и мышкой, оказавшийся работой итальянского художника Томмазо Салини, и Дама в комнате после возвращения из церкви кисти датчанина Карела Слабберта.

А некоторые картины и вовсе получили полную историю — имя автора, кто или что там изображено, имя заказчика. Так случилось с портретом неизвестного мальчика работы неизвестного художника, оказавшегося более чем известным французом, чьи работы представлены в Лувре. В частности, многие видели его культовое полотно Три грации.

Большинство произведений были отреставрированы, получили новые рамы или обновили старые, а около 30 картин неизвестных художников обрели наконец авторство

“Это Жан-Батист Реньо, блестящий живописец из окружения Наполеона Бонапарта. По заказу Николая Репнина-Волконского, героя Аустерлица, а позже — генерал-губернатора Черниговской и Полтавской губерний он изобразил его сына Василия Репнина, будущего приятеля Тараса Шевченко и одного из первых слушателей гоголевских Мертвых душ”, — увлеченно рассказывает историю полотна Живкова.

А Натюрморт с битой птицей (Охотничьи трофеи), как оказалось, написан не в XVII веке, а значительно раньше. К тому же никак не могли определить имя его автора, и сенсация произошла прямо перед отправкой в Москву — Садков расшифровал подпись голландца Кристофера ван Хейла. Теперь это единственная работа художника во всем СНГ.

Впрочем, были и неприятные сюрпризы. Тот же Садков, отвечая на многочисленные жалобы посетителей московской выставки, не увидевших на ней знаменитый Портрет инфанты кисти Диего Веласкеса из музея Ханенко, отметил, что это работа не знаменитого испанца, а его менее знаменитого земляка Хуана Батиста дель Масо, ученика и зятя Веласкеса.

Нет на выставке и Поцелуя Иуды Микеланджело да Караваджо из Одесского музея — он находится на реставрации после возвращения на родину из рук похитителей. Хотя, по мнению российских экспертов, это полотно принадлежит кисти неизвестного последователя Караваджо, а не самого великого итальянца.

А некоторые картины и вовсе получили полную историю — имя автора,кто или что там изображено, имя заказчика.

Так это или нет, предстоит выяснить официальной экспертизе. Украинские специалисты пока что никак не комментируют данный вопрос. “Мы с удовольствием будем рассказывать о Веласкесе и Караваджо, но это отдельный разговор, и он слишком серьезный, чтобы вот так, походя, о них говорить”, — пообещала Корреспонденту Живкова.

А пока что директор музея Ханенко Вера Виноградова планирует знакомить не только Россию, но и Европу с хранящимися в отечественных музеях шедеврами — ведь по ту сторону границ собрания отечественных музеев почти не известны. Связано это, в частности, с тем, что во времена СССР рекламировались за рубежом в основном крупные российские музеи вроде Эрмитажа (Санкт-Петербург) и ГМИИ им. Пушкина.

По мнению экспертов, западных ценителей прекрасного наверняка заинтересуют коллекции отечественных музеев, которые формировались благодаря тесным связям с Европой. Например, множество картин были написаны европейскими художниками по заказу украинцев — казацкой знати и состоятельных магнатов, по рождению или по службе связанных с Европой.

“Эти картины — бесценное сокровище, которое относится к мировой сокровищнице классического искусства и в то же время является частью культурного богатства Украины. Это подчеркивает нашу европейскую культурную идентичность”, — говорит Живкова

Этот материал опубликован в №38 журнала Корреспондент от 28 сентября 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *