Ирина Луценко: Я за своим мужем — как за каменной стеной

b20d1e01

ирина луценко

Но она женщина. Поэтому ей больше подходит практически забытый уже образ «декабристки» времен царской России, которая ради «опального», как сказали бы в те времена, супруга и на баррикады пойдет, и парламент приступом возьмет, если доведется.

Она с ним — и в суд, и в СИЗО, теперь вот — всю пенитенциарную систему государства «строит», заставляя соблюдать права ее любимого — экс-министра внутренних дел Юрия Луценко. Что движет этой женщиной? История личных отношений в семье оппозиционного политика, находящегося сегодня в местах лишения свободы, — в эксклюзивном интервью «фрАзе».

Ирина Степановна, как вы познакомились с Луценко, кто кого на себе женил?

Мы знакомы с Юрой больше 26 лет. Познакомились во Львове, в политехническом институте. Он был на втором курсе, я поступила на первый. Луценко всегда был очень активным, веселым, он всегда был заводилой. Постоянно за ним ходила толпа студентов, человек десять-пятнадцать. Своей невероятной активностью он сразу же обращал на себя внимание. За ним люди шли с открытыми глазами…

А я — отличница, сама скромность, приехала из районного центра. Поначалу его такая сверхактивность меня пугала. А потом — раззнакомились, мы жили на одном этаже, начали общаться, как все, друг с другом. И я поняла, что эта его пылкость идет ему только во благо. Он очень интересный собеседник, всегда был многогранен, много читал, прекрасно знает историю, увлекался историей Львова. Вместе мы исходили весь город, изучили все исторические точки. Затем со студенческим братством ездили в Карпаты, очень много путешествовали по Украине.

В первую очередь, муж завораживает своим большущим великодушием. Он очень добрый. Тот имидж, который ему создали, что он терминатор, разрушитель, вечный революционер, дебошир, это — какой-то, как мне кажется, искусственно сформировавшийся имидж. Наверное, за счет той пылкости и искренности, которую Луценко проявляет во всем. Он если любит, то любит искренне и всецело, без оглядок назад. Если он ведет людей, то несет за них ответственность и никогда не оглядывается.

Как мужчина, он очень красиво умеет ухаживать. У меня знакомые часто спрашивали: «Видели твоего мужа, когда он домой несет цветы. У вас какой-то праздник?». Нет, отвечаю я, он просто несет мне цветы…

А каков Луценко в быту? Часто люди, облеченные властью, пытаются командовать и дома, «строить» своих домочадцев…

Вы мне можете не верить, но Юру совершенно не беспокоит быт. Чтобы он когда-то сказал, что что-то недосолено или пересолено. Для него это настолько незначительно. Хотя я отлично готовлю, и ему меня упрекнуть сложно. Единственным упреком было: «Ир, перестань меня кормить, я непомерно расту в размерах».

Я за своим мужем — как за каменой стеной. Вот так, как желает каждая женщина прожить за мужчиной. Хотя я, сознаюсь, личность не простая, харизматичная, сильная. Поэтому мужчина в моем понимании должен быть умным, с сильной волей. Это образ, о котором мечтает любая женщина.

Классический джентльмен?..

Нет, не классический, а такой вот — правильный. Рядом хочется чувствовать то плечо, на которое можно опереться, и вместе с тем, чтобы твой избранник был великодушным, щедрым, умел любить. Луценко — такой, а еще — он очень романтичный. Мы сейчас переписываемся такими трогательными письмами.

По электронке?

Нет, не по электронке, обычные письма — в конвертах. Когда ты пишешь письмо на бумаге, получаешь особые переживания. Письма, написанные от руки, заряжены, согласитесь, какой-то энергетикой, они чувственные.

Мы очень редко говорим такие слова как «я люблю тебя», этого нет. Но мы сейчас, как две половинки, разделены колючей проволокой. Все два года, когда Юра находился в СИЗО, я была там каждый день с четырех до шести. Все, кто приходил на Лукьяновку к своим знакомым и близким, уже знали, что я обязательно к четырем буду, журналисты меня поджидали в это время у СИЗО. И когда я опаздывала, задерживалась по работе минут на пятнадцать, то уже работники СИЗО делали мне «замечание»: «Опаздываете, Ирина Степановна, мы Вас с четырех часов уже ждем».

Многие мужчины любят удивлять своих женщин изысканными блюдами, приготовленными собственными руками. Луценко готовил сам? Завтраки, обеды…

Да, бывали моменты, что он сам готовил. Он очень вкусно мясо готовит с острым соусом. Биточки… Он такие делает биточки, что пальчики оближешь… Да, согласна, что мужчины всегда повара исключительные. Очень вкусный Луценко готовит шашлык.

То есть, Луценко больше специалист по мясу?

Да, в основном мясные блюда. Он и сам — любитель мяса, и готовил его с любовью. Луценко — очень добрый, очень веселый. Я никогда от него не слышала, «ну, пожалей меня». Такого никогда не было. Он всегда хотел, чтобы его женщина видела его всегда в строю, всегда сильным. Ему всегда было некогда болеть. А теперь вот так получилось, что дожив до 46 лет, все эти болячки полезли наружу. Это все эти стрессы и испытания, которые свалились ему на голову, все это спровоцировало целый букет хворей (плачет, — Авт.). Луценко — настоящий мужчина и настоящий воин. Только сильные, великодушные и умные мужчины могут быть настоящими.

Настоящий мужчина — это, прежде всего, добытчик в семье. Можно сказать, что Луценко в вашей семье добытчик?

Нет, не добытчик. Он — всегда за семью, он — настоящий семьянин. Но, он, в основном, всегда занимался политикой. А бизнесом занималась я. Потому что политика и «кормить семью» — это не всегда совместимые понятия. Я никогда не лезла на его поле. А — он никогда не лез в мои дела.

Я закончила прикладную математику и для меня бизнесовые вопросы ближе, чем какое-либо другое занятие. Мне нравится этим заниматься, у меня это получается. У нас всегда было две партии: бизнес — моя партия, а его партия — это его деятельность, политика и т.д. В прессе часто проскальзывало, что он (Луценко, — Авт.), дескать, постоянно помогает жене. Да он даже никогда не знал, как точно называется моя компания. Я даже обижалась иногда. Могу попросить его что-то, позвонить кому-то. А он: «Ты решила этим заниматься — занимайся. Я тебе говорил, что не буду помогать. Вот и занимайся сама».

Да и детям никогда своим авторитетом не помогал. Поэтому старший сын окончил школу с серебряной медалью. У него по русскому языку из-за конфликта получилась четверка. Но муж не пошел разбираться, просить, только сказал сыну: «Вот то, что ты заработал своими мозгами, своим поведением, вот это и получай». А в институт когда сын поступал… У него же была сильная подготовка, он ведь с репетирами занимался, мы готовили его к поступлению в институт связи. Да с его аттестатом и знаниями, он легко поступил бы на бюджет. Пошли сдавать документы вместе с папой. Приходят, а Луценко и говорит, что документы подали на платное отделение. Знаете, как он это объяснил? Там, говорит, столько простых ребят, которые не смогут заплатить, что мне совестно стало. Нам же платить проще? И смотрит на меня. А пройдет, мол, три года и если администрация посчитает, что он заслуживает, то переведут на бесплатный. Сашка, и правда, после третьего курса перевелся на бюджет и закончил вуз с красным дипломом. Теперь работает в телекоммуникационной компании. Сейчас вместо отца подставил мне свое плечо, уже как глава семьи. Очень переживает за меня…

Кстати, расскажите, каков Луценко как отец? Как он воспитывал сыновей? В состоятельных семьях, часто, даже невзначай, дети вырастают эгоистами, как сегодня говорят — мажорами…

О наших мальчишках я всегда говорю, что они сделаны с любовью. Причем, когда мы их «планировали», мы оба раза пытались «сделать» девочек. Первый раз — Юлю, а потом — Дашу. И оба раза получились мальчишки. Потом Юра сказал: «Луценчиха, прекращай! С твоим темпераментом и моим бойцовским характером у нас могут получиться только бойцы, только мужчины. Поэтому прекращай выдумывать, всякие там Даши, Юли…».

Ребята у нас очень начитанные. Муж часто возил детей по стране, много всего показывал, они посетили самые значительные исторические места Украины. Всегда говорил, что надо начинать с себя, учил мир познавать с истории своей страны. Историю Украины дети штудировали вместе с папой.

Старшего, Сашку, водил на помаранчевый майдан, к палаткам, сын и ночевал там вместе с ним. Бывало, когда Юра проводил митинги, Сашку брал с собой чтобы он подпитывался этим революционным духом. Если правильно воспитан гражданин, разве это плохо? Если ты гражданин, то ты тоже должен что-то делать для страны. В этом — весь Луценко. Ему не все равно, как завтра будут жить его дети и дети его соотечественников. И детей он всегда учил и учит: нести ответственность за себя и за свои поступки.

А спортом? К чему отец прививал любовь? Утренняя гимнастика вместе, гантельки, гирьки?.. Нет?

Муж постоянно ходил в спортзал, и старший сын вместе с ним тоже занимался. А младшим — Виталиком, у него с Сашей 11 лет разница в возрасте, уже больше занимается старший сын. Витальке — 13 лет, а он уже вымахал под метр восемьдесят! Сейчас очень хорошие результаты по плаванию показывает. Парни с детства знали, что собой надо заниматься, нужно развиваться, в том числе и физически.

Наверное, сложно с тремя мужиками в доме? Не приходилось нанимать прислугу, вы же постоянно заняты в бизнесе?

Пришлось завести солдатский порядок. Но, это уже, скорее, моя заслуга, чем папина. Потому что, имея таких трех архаровцев, когда постоянно занята и все время спешишь, трудно со всем справляться. Однажды мне сын подарил улитку, красивая такая, в камнях, и сказал: «Мам, смотри на нее и останавливайся, хоть иногда. Ты так спешишь жить, и ты, и папа… Наслаждайся жизнью, а то она быстро проходит».

Да, домашняя дисциплина — это моя подготовка. Я как математик учу, что каждая вещь должна иметь свое место. У нас в доме никто не путается — где ножницы лежат, где чьи трусы, носки… Все это ищется с закрытыми глазами. Иначе я бы с ними не справилась…

А помогать по дому, помогают? Хоть кто-нибудь?

У меня основная помощница — это химчистка. Я очень много вещей сдаю в чистку. Честно скажу, времени остается только на белье. Сыновья, и один, и второй, работают с пылесосом. Сейчас старший взял на себя много функций по дому. У нас же еще большая собака в доме, мастиф, скрещенный с догом. Громадная собака, она нас охраняет, мы можем даже не закрывать квартиру на ключ. Сашка взял на себя обязанность ее выгуливать, пылесосить, младшего напрягает мыть пол. Ну а я уже — стираю и готовлю кушать. Так и справляемся…

Наверное, чертовски приятно жить в окружении трех настоящих мужчин, больших и маленьких… 8 марта, на Новый Год как они Вас поздравляли?

Четырех! У меня все мужчины: двое сыновей, муж и собака — тоже мужчина! Расскажу, как с днем рождения поздравляли. Однажды это было незабываемо. Утром, в день моего рождения, вижу — закрылись у старшего Сашки в комнате и, слышу, шушукаются. А потом — вызывают меня в большую комнату, а там — цветы. Вообще муж всегда старался подбирать цветы так, чтобы они не повторялись. То цветы — в ладье, то клубника — в цветах, то в кошелке. Луценко умел ухаживать необычно. Я всегда очень ждала этого момента. Мы все 26 лет, которые знакомы, старались сохранять интригу в отношениях. Луценко это умеет! То он, к примеру, в 12 ночи, находясь где-то в Бразилии, в служебной командировке, звонит: «Ты спишь?». Уже не сплю, — отвечаю. «Ты знаешь здесь такая красота. Обязательно, когда пойдем в отпуск, сюда тебя привезу и все тебе покажу». И мы потом обязательно едем, чтобы он увидел, что мне тоже понравилось. Луценко умеет дарить радость, умеет любить. Для каждой женщины это важно. За это я его и люблю. За умение по-настоящему любить…

Так и что с сюрпризом? Шушукаются…

Да, шушукаются. Вызывают меня к этому букету, который мне уже подарили и преподносят мне такую большую белую коробку, как из-под пиццы, с большим красным бантом. «Ну, — говорят, — тяни!». Я тяну за бант, открывается коробка, а оттуда вылетает 20 или 30 бабочек: роскошных, разноцветных! Таких, наверное, можно увидеть только в тропиках. Это было так неожиданно и необычно.

А на другой день рожденья — выкупили все лайтбоксы по бульвару Леси Украинки и расклеили на них поздравление. На нем детской рукой были нарисованы три человечка и подписано: «Ира, мы тебя любим! Ю.С.В.» — Юра, Саша, Виталий. Я целый месяц ездила и видела, что мои мужчины меня любят. И все знают, как они меня любят.

Еще на один день рождения мне очень захотелось в Париж, увидеть его с высоты птичьего полета. Получается, как в анекдоте — и хочу, и страшно, ведь для этого пришлось подняться на Эйфелеву башню. Поднялись, закрыла глаза и не выхожу. Там уже из лифта видно, какая высота! А немец какой-то увидел, как Юра меня уговаривает, смеется и говорит: «Вы ей налейте 30 грамм коньячка, для смелости». Муж пошел, взял мне кофе с коньяком, попросил лифтера подождать. Я выпила, меня попустило. Говорю: «Глаза не открою, но выйду». Дотащил Луценко меня до решетки, и я открыла глаза. А муж и говорит: «Видишь, это Париж. Я тебе его дарю!» Вот такие у нас были и такими остаются романтические отношения. Я не считаю, что произошли какие-то невероятные события между нами. Мы все равно вместе, а это всё (разлука, — Авт.) пройдет…

Родители живы? Как складываются с ними отношения?

Мои живы. Юриных родителей нет. Мы в честь Юриного отца младшего сына назвали — Виталием. Юрина мама очень активно вела хозяйство, была всегда заводилой, строила невесток. И как-то получилось, когда умер отец, не стало того стержня, вокруг которого вертелась ее жизнь, и она так постепенно угасла, от рака. Мы в последний месяц ее жизни, взяли с Юрой отпуска и находились рядом с ней. Юра практически всё время проводил у ее постели. Она умирала на наших глазах. После этого, постоянно разъезжая по командировкам, муж очень часто стал заезжать к моим родителям, даже чаще чем я. Он меня всегда просил: «Побудь с ними». Мы, когда приезжали в гости, всегда садились все вместе пить чай, Юра с отцом — могли по пиву. Я чувствую, что через внимание к моим родителям Юра пытался отдавать дань того, что не додал, своим…

Фото из личного архива Ирины Луценко

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *